Театрально-концертный букет. Правила цветочного этикета Печать

Мода на дарение цветочных букетов актерам в театре начала распространяться с 40-х годов 19 века. Впервые цветы стали подносить на представлениях знаменитой итальянской танцовщицы Марии Тальони, гастролировавшей в Петербурге в 1837 – 1842 годах.

Облик актерских букетов середины 19 века   описывается и  в некоторых  мемуарах этого времени. «Букеты вышедшего теперь из употребления фасона – большие, круглые, ровно, цветок к цветку сложенные, в большинстве из камелий, а также цветочные корзины и венки меньших, чем теперешние, размеров, обязательно с лентами, подносились балеринам часто. Подавались они из оркестра капельмейстером. В особо торжественных случаях, как-то: в бенефис или в Прощальное воскресенье на масленице  кроме больших букетов  из литерных лож бросались на сцену к ногам  артистки букетики и маленькие венки, что делалось и в оперных представлениях. Букеты заказывались обязательно в цветочном заведении братьев Фоминых».

Традиции цветочных подношений на спектаклях, принятые в Москве и Петербурге, имели существенные различия. В Москве подарки никогда не подносили актерам без цветов, а непременно на цветочном плато, тогда как Петербург был чужд такой манере, и подарок вручался артисту просто так.  На домашних музыкальных вечерах артистам принято было подносить цветы, которые иногда вручали не сразу, а посылали утром на следующий день с визитной карточкой со словами благодарности. Цветы не принято было ставить в артистической уборной, так как считалось, что их аромат плохо влияет на голос, вызывая хрипоту.   Некоторые исполнители, в особенности оперные певцы, и в настоящее время часто с осторожностью относятся к цветочным ароматам и предпочитают цветы без запаха.

Со временем правила изменились.  Современные традиции принятых в театрально-концертной среде знаков внимания и уважения к артистам требуют  соблюдения определенных церемониальных канонов.

В театре цветы актерам вручаются  в конце спектакля на поклонах.

Часто в музыкальных и оперных театрах администрация не разрешает зрителям подниматься на сцену.  . После спектакля на поклонах сотрудники сами выносят артистам цветы от зрителей.   Этой участи удается избежать лишь цветочной корзине, которая всегда остается индивидуальным подношением. Поэтому, чтобы не потеряться со своим букетом  рекомендуется его  «подписывать». Для этих целей лучше всего подходят специальные маленькие поздравительные открытки, которые легко помещаются в цветочный букет и корзину.

Букет для театральной актрисы, эстрадной артистке, оперной или джазовой певице  может приобретать самую невероятную форму и составляться как из редких и дорогих цветов, но так же из самых скромных и простых цветов. Классикой цветочного букета, предназначенного известному исполнителю, несомненно, являются орхидеи.

Представители власти и государственных структур, чиновники высокого уровня предпочитают поздравлять юбиляров лично. По правилам протокола официальное лицо появляется на сцене с поздравительным адресом. Букет по принятым правилам несет помощник, сопровождающий официальное лицо, но   преподносит его тот, кто поздравляет. Букет вручается после поздравлений.

Некоторые из артистов предпочитают цветы в горшках.   Дарить принято только цветущие растения. Кроме того, горшок необходимо красиво упаковать  в кашпо или в корзину. Вся композиция дополнительно должна быть упакована в красивую бумагу.

В некоторых странах цветочные подношения музыкантам настолько популярны и имеют столь давнюю историю, что  становятся особой традицией. Так  дирижеру Венского филармонического оркестра, выступление которого ежегодно транслируется 1 января во многие страны мира, в конце программной части концерта,   флористы   Вены по сложившейся многолетней традиции преподносят большой букет цветов. Сцена и зал, в котором проходит концерт, украшается цветами, которые традиционно доставляются из итальянского города Сан-Ремо.

Возможно, и у нас в России со временем сформируются свои национальные традиции цветочных подарков, декорирования сцены и внутренних помещений театрально-концертных залов во время подготовки и проведения самых популярных, зрелищных и посещаемых концертов и представлений