Home Статьи о свадьбе Белорусская свадьба
Белорусская свадьба PDF Печать E-mail
Автор: admin   
19.12.2012 17:11

Белорусская свадьба

Неверно полагать, что только современные молодожены назначают день свадьбы в согласии с лунным календарем или по одобрению астролога-хироманта. Издревле жених и невеста прислушивались к советам старших, которые читали не только лубочные книжицы, но и звездное небо.

 

Так, братский нам народ белорусы, прежде чем сыграть свадебку обращались к звездочетам, которые попристальней взглянув на небосвод, оглашали вердикт: быть свадьбе или нет. Это для нас луна, она и есть луна. Желтая, холодная, далекая. А для них она была символом таинства, к которому надо было прислушиваться и приглядываться. Так, подняв глаза к небу, белорусы высчитывали, когда наступит наиболее благоприятный для свадьбы день.

 

Как правило, свадебная церемония проходила в тот период, который в народе прозвали «зимний мясоед». Нет, зря вы подумали о фильме ужасов, зимним мясоедом называли период, начинавшийся с Крещения и завершавшийся к Масленице, в который православные могли употреблять в пищу мясо. Однако не только строжайшее соблюдение постов было прерогативой белорусских молодожен. Не стоит забывать и о суевериях и приметах, которые зачастую играли немаловажную роль в будущем. Так, если перед сватами в назначенный день дорогу перебежала черная как смоль кошка, то сватовство могло обернуться позором. Если сваты в путь-дорогу отправлялись верхом, то особое внимание уделяли коням. В случае если лошадь бьет что есть сил копытом, поездка будет неблагоприятной. Вот так прислушиваясь и приглядываясь к окружающему миру, белорусы готовились к свадебной церемонии, которая брала свое начало в доме жениха, где родные отец и мать с раннего утра готовили его к свадьбе. Заглянем к ним в окошко.


За широким деревянным столом, покрытым белоснежной льняной скатертью сидели дружки. На этот раз не слышны в хате застольные хвалебные песни и кружки не бьются друг о друга в застольном ритме. Друзья жениха сидят тихо и скромно. На столе стоит ведро воды и горит свеча. Хлеб да соль, вот и все угощения. Дружки хлеб ломают, в соль макают и усы отирают. Отец жениха проводит обряд: окутав руки сына домотканым полотенцем, он три раза обводит его вокруг стола и подводит к порогу. Стоя на пороге родного дома, жених получал от отца православную икону, в то время как мать напутствовала его добрыми словами. После обряда  благословления мать выходила на улицу и освещала свадебный кортеж: телегу да лошадей. Икону жених оставлял дома, а вот свечу со стола брали с собой. Порой путь до невесты был неблизким, и дабы обезопасить себя от неприятностей на дороге молодые люди брали церковную свечу. Так же они набивали свои сумы сладостями и поясками, медовыми туесками да печеными кренделями.

 

Для чего? Нет, не голод по дороге утолить, а невесту выкупить.


Белорусская свадьбаПогрузившись на телегу, украшенную символичными красными и белыми лентами, под звон бубенцов и колокольчиков процессия из дома жениха отправлялась в дом невесты. А там их уже ждут, не дождутся, мамушки да тетушки да сестрицы голубицы, все хотят одного: жениха в дом не пустить, невесту не отдать. И что только тут не начиналось. Жених сотоварищи старались сбить цену, а родственники невесты не шли ни на какие уловки. Даже если бы Станиславский оказался на такой свадьбе, он бы точно воскликнул: Верю! Потому как столь правдоподобного обмана еще свет не видывал. В итоге хитростями да уловками жених все-таки пробирался к невесте и родственник со стороны девушки выходили из дома и садились на лавки вдоль стены от двора, в то время как друзья жениха садились на лавки расставленные вдоль от ворот. Сват призывал всех к тишине и просил поднять чарки. Зелено вино плескалось, тосты говорились, свадьба начинала набирать обороты. Теперь молодым предстояло отправиться в церковь.


По старинным поверьям родители жениха и невесты не могли присутствовать на церемонии венчания. Только друзья и дальние родственники. К тому же в церковь жених и невеста ехали на разных телегах, а после венчания на одной. Когда же брак был заключен, молодожены возвращались в отчий дом и жених согласно древним обычаям вносил невесту в дом на руках. Существует поверье, что под порогом живут души умерших предков и невесте не стоит к ним прикасаться. Поэтому и по сей день осталась традиция переносить молодую через порог. Оказавшись в доме, приглашенные и молодожены рассаживались за столы и принимались пир пировать. Празднество длилось три дня. В последний день мать жениха снимала с невесты фату и вручала ее подружке невесты, намекая ей, что она следующая на выданье. А невеста взамен получала платочек и фартук, ясный намек на предстоящую жизнь. Гостям раздавали свадебный каравай и на том гуляния заканчивались. Спросите, а как же брачная ночь и медовый месяц? Что ж, ложе молодые разделяли на третий после свадьбы день, а медовый месяц брал свое начало на девятый день после свадьбы и заканчивался к сороковому.