Обучение ландшафтному дизайну в Германии Печать
Автор: admin   
21.11.2012 23:17

Обучение ландшафтному дизайнуВ нашей стране кафедры и факультеты садово-паркового строительства, зеленого хозяйства, а в последние годы - и ландшафтной архитектуры и дизайна сосредоточены преимущественно в лесотехнических вузах и уровень образования там, прямо скажем, не особо высок. То ли дело на Западе, где обучению ландшафтному дизайну уделяется особое внимание, что положительно сказывается на уровне образования и подготовке специалистов.

В Германии ландшафтные инженеры пользуются большим спросом. Без их участия не разрабатывается ни один проект планировки и застройки, охраны окружающей среды. К ним обращаются при создании объектов озеленения муниципальные органы и концерны, заводы и крестьянские общины, церковь и учреждения культуры.

Высшее образование в данной области дается в 6 университетах (4,5-5 лет) и специализированных школах (3-4 года).воспитание детей В первом случае выпускник получает статус дипломированного инженера ландшафтного дизайна, во втором - просто инженера (название его специальности варьирует в зависимости от уклона учебного заведения).

Ежегодный прием на ландшафтный факультет в немецких университетах колеблется от 50 до 100 чел. Программы обучения и тематика студенческих исследований несколько различаются.

Так, в Берлинском техническом университете довольно много времени отводится изучению растительных сообществ и экологии растений, теории ландшафтной планировки, ее социальным корням. Выполняются два больших курсовых проекта: организация ландшафта на региональном уровне и отдельный объект с детальной проработкой фрагментов, рабочими чертежами, сметой. 

Дипломная работа связана с проектированием открытых пространств, урбанизированных территорий, мест рекреации. Основные направления исследований на факультете - развитие экосистем и использование ресурсов ландшафта, его охрана и формирование.

Обучение ландшафтному дизайнуВ университете Ганновера больше внимания уделяется основам дизайна, экономике, социальной психологии, а также техническим конструкциям, планированию природных ресурсов. Практику студенты проходят в питомниках, строительных фирмах, проектных бюро, муниципальных органах.

А в известном Дрезденском техническом университете обучение ведется по очень широкой программе общетехнических, естественно-биологических, социально-экономических, эстетических, архитектурных дисциплин. Значительное место отводится городской и районной планировке, дизайну и конструкциям.

При университетах Эссена и Падеборна организованы школы, где через 3 года студент получает сертификат инженера ландшафтной архитектуры. Кроме того, будущие специалисты зеленого хозяйства обучаются на соответствующих отделениях в технических или сельскохозяйственных школах.

Небольшой баварский городок Фрайзинг в 20 км от Мюнхена славится школой Вайхенштефан, где на базе древнего монастыря обучаются ремеслу пивовары, виноделы, агрономы, плодоводы, лесоводы, землеустроители. Получившие здесь образование «ландшафтники» высоко котируются не только в Германии, но и других странах Европы. 

И это не случайно, так как Вайхенштефан дает очень солидные знания по естественным наукам, истории садово-паркового искусства, а также инженерным дисциплинам. Курсовое проектирование и индивидуальные задания включают темы: территория монастырского сада, городская или поселковая площадь, организация сельского ландшафта (от общей схемы до детальной проработки), строительство спортивных сооружений и травяных покрытий.

На территории школы есть ботанический сад, дендроучастки, коллекция почвопокровных растений, примеры оформления приусадебных территорий, экспериментальные сады на крышах. Великолепно внешнее благоустройство с древним монастырским садом, газонной лужайкой, окаймленной миксбордерами, разнообразным мощением, водоемами.

Обучение ландшафтному дизайнуСтаринная архитектура соседствует здесь с современными аудиториями и компьютерной техникой, а окружающий сельский, типично баварский, пейзаж создает особую атмосферу.

Школу в Касселе отличает архитектурно-планировочное направление. Но учащиеся обязательно осваивают также технологию городского хозяйства и строительства, топографию, компьютерное составление карт. 

Первый год посвящен выбору будущей профессии, студенты как бы присматриваются, посещение занятий имеет свободный характер, направлено на раскрытие творческих индивидуальностей. На старших курсах организовано специализированное обучение наряду со «сквозным проектированием» и защитой дипломной работы вместо экзамена.

Известная школа в Висбадене уже около 100 лет готовит специалистов на агрономической базе. Она славится цветоводством, питомником и арборетумом, ландшафтным парком, опытными участками почвопокровных растений. Здесь ведутся исследования в области озеленения автобанов и участков с малоплодородными бросовыми почвами, устройства шумозащитных барьеров, рекультивации. 

Студентам прививаются навыки и в области проектирования, строительства. Срок полного обучения составляет 3 года, но можно продлить его и до 4 лет, специализируясь по ландшафтному дизайну, цветоводству и другим специальностям.

Школа в Нертингене имеет 2 уклона: планирование городского озеленения, восстановление и содержание ландшафтных объектов. В зависимости от этого студенты на 25-30 % сами определяют для себя перечень дисциплин. Большое внимание уделяется компьютерному размещению растительных ресурсов, изучению возможностей рекреации, оценке территорий.

Итак, подготовка специалистов в области озеленения и ландшафтной архитектуры в Германии ведется на двух уровнях и по достаточно разнообразным программам. Однако во всех случаях на естественно-биологические науки приходится примерно 50-60 % учебного времени.

Обучение ландшафтному дизайнуТолько на прочной растениеводческой и экологической базе, считают немцы, возможен сам процесс работы с ландшафтом. Конечно, важное место занимают архитектурная подготовка и садовый дизайн с основами композиции.

Очень серьезно ведется отбор абитуриентов. Так, в школы принимаются лица, проработавшие в озеленении не менее 6-10 месяцев после окончания обычной гимназии (11-12 классов). Иногда для поступающих объявляется конкурс аттестатов с экзаменом по рисунку. Художественный вкус проверяется и при приеме в университеты.

Во всех учебных заведениях почти целый семестр отводится для практики по месту будущей работы, часто уже по договору-контракту с фирмой или проектным бюро, строительной организацией. Во многих случаях теоретические экзамены заменяются защитой курсовой работы или проекта.

Важное место в процессе обучения занимает компьютерное проектирование: при составлении ландшафтных карт, оценке вариантов ландшафтного решения и ситуации по региону, городу. Однако подмены проектировщика как личности при этом не происходит, студент приобретает навыки творчества в натуре, на бумаге, в процессе макетирования.

Курсовое и дипломное проектирование часто ведется на конкурсной основе. Эффективно работает рынок дипломированных специалистов. При достаточно высоком спросе нередко обнаруживается острая конкуренция между школами.

Детальное ознакомление с подготовкой кадров в разных странах показывает, что для соответствующих вузов России, Украины и других стран СНГ опыт Германии представляет наибольший интерес. Если англо-американская система обучения предполагает довольно узкую специализацию, то в Германии найдены убедительные подтверждения принципам, которые «исповедуют» озеленительные и ландшафтные факультеты наших «лестехов». 

Программы должны быть ориентированы на то, чтобы выпускники имели максимально широкое поле деятельности: от проектирования до зеленого строительства и хозяйства.